Оптическая система глаза человека состоит из различных элементов, которые преломляют световые лучи, после прохождения по различным средам отклоняющиеся от своей траектории, и механизмов, отвечающих за надлежащую фокусировку изображений на сетчатке: когда эти механизмы перестают функционировать должным образом, появляются проблемы со зрением.
Для четкого восприятия предмета необходимо, чтобы его изображение формировалось на сетчатке, иначе человек будет видеть предмет нечетко. В оптическую систему глаза входят прежде всего роговица и хрусталик, по своей природе приспособленные для созерцания далеко расположенных предметов.
Для того чтобы рассмотреть предмет, находящийся далее чем в пяти метрах от глаза, хрусталик должен принять сплющенную форму — тогда лучи света, исходящие от далеко расположенных предметов, попадут в его фокус и на сетчатке появится их четкое изображение.
При рассматривании предметов, расположенных ближе, если форма хрусталика не изменится, изображение на сетчатке будет расплывчатым.
Этого не происходит, поскольку глаз располагает механизмом аккомодации хрусталика, суть которого такова: когда человек смотрит на близкий предмет, цилиарная мышца сокращается и хрусталик меняет свою форму, становится выпуклым — световые лучи, исходящие от предмета, фокусируются на сетчатке.
ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ:
БЛИЗОРУКОСТЬ
Близорукость — это дефект зрительной рефракции (преломления), из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных далеко, фокусируются перед сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко имеет больший диаметр, чем в нормальном состоянии.
Близорукость можно легко корректировать, используя вогнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, — они увеличивают фокус глаза, благодаря чему изображение дальних предметов попадает точно на сетчатку.
Также сегодня для коррекции зрения можно прибегнуть к хирургическим методам: с помощью лазера изменить кривизну роговицы, а с ней и способность к преломлению лучей хрусталиком.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ
Дальнозоркость — это дефект зрительной рефракции, из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных близко, фокусируются за сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко.
Это происходит потому, что глазное яблоко человека имеет меньший диаметр, чем в нормальном состоянии.
Дальнозоркость можно легко корректировать, используя выгнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, — они уменьшают фокус глаза, благодаря чему изображение близких предметов попадает точно на сетчатку.
АСТИГМАТИЗМ
Астигматизм — это нарушение зрения, происходящее из-за нарушения кривизны роговицы и провоцирующее появление
искаженного изображения предметов на сетчатке. Здоровая роговица имеет полусферическую форму, и кривизна всех ее меридианов практически одинакова: световые лучи, пересекающие роговицу, собираются в одной плоскости и позволяют получать четкое изображение и форму предмета.
При астигматизме, когда кривизна роговицы по меридианам неодинакова и нарушена осевая симметрия, световые лучи, проникая через роговицу, проецируются в разных плоскостях на сетчатке, — это является причиной того, что человек видит предметы искаженно.
Астигматизм корректируется с помощью цилиндрических линз, которые отклоняют в сторону световые лучи на нужной оси, тогда как на другие они не влияют.
Состояние глаза и сама способность видеть могут ухудшиться вследствие самых различных причин.
Ухудшение зрения и заболевания глазного яблока могут иметь разные степени тяжести и последствия; некоторые из них встречаются часто, другие очень редко, но все их объединяет одно; из-за болезней глазного яблока наше зрение ухудшается и мы получаем меньше информации из окружающего мира.
КОСОГЛАЗИЕ
Это нарушение заключается в утрате параллельности глазных осей, благодаря которой глаза направлены на один объект, то есть одна глазная ось постоянно отклонена от другой. Проблема заключается в парализации или отсутствии координации внешних мышц глаза, которые отвечают за его движения и позволяют мозгу получать дополняющие образы от обоих глаз.
Последствия косоглазия зависят от возраста, в котором оно появилось у человека. Когда косоглазие появляется в зрелом возрасте, из-за него возникает двойное зрение, поскольку в каждом глазу формируется различный образ и мозг не может слить их в одно изображение.
Когда косоглазие появляется в детстве, из-за него не развивается двойное зрение, поскольку механизм, позволяющий мозгу объединять изображения двух глаз, еще не сформировался, он формируется в течение первых лет жизни: если мозг получает два совсем разных образа, он «устраняет» один из образов и интерпретирует сигнал, идущий лишь от одного глаза.
Вначале два глаза имеют способность к восприятию окружающего мира, но со временем, если косоглазие не лечить, отклоняющийся глаз теряет свою способность к восприятию окружающих объектов, то есть к зрению вообще.
Подвижность каждого глаза зависит от шести глазодвигательных мышц, находящихся в глазном яблоке.
Чтобы два глазных яблока двигались в одном направлении, у глазодвигательных мышц должна быть отличная координация. Например, для боковых движений глазами нужно, чтобы внутренние латеральные прямые мышцы напряглись, а наружные расслабились, а затем наоборот.
Чтобы решить проблему косоглазия, нужно «тренировать» слабые глазодвигательные мышцы: такое лечение, называемое ортотопическим, во многих случаях позволяет достичь параллельности двух глазных осей.
ДАЛЬТОНИЗМ
Это врожденное нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать определенные цвета. Фоторецепторы, чувствительные к цветам, — колбочки, разделяются на три типа, каждый из которых способен различать только один основной цвет: красный, зеленый или синий.
У здорового человека одновременная и частичная стимуляция трех видов колбочек позволяет различать широкий цветовой спектр. При дальтонизме у человека полностью отсутствует один из видов колбочек, именно поэтому он не может различать цвета, к которым чувствительны отсутствующие колбочки.
Зачастую дальтоники не могут отличить красный цвет от зеленого.
Для выявления этого отклонения используются карточки с разноцветными точками на них: точки одного цвета составляют буквы или цифры — люди с нормальным зрением могут различить символы на карточках, тогда как для дальтоников они остаются незамеченными, поскольку они путают цвета и ошибочно их интерпретируют.
КАТАРАКТА
Катаракта — это помутнение хрусталика с последующей потерей прозрачности, присущей хрусталику здорового глаза; ее проявления — уменьшение остроты зрения вследствие возникновения и расширения затемненной зоны. Любое ухудшение состояния составляющих хрусталика может спровоцировать образование затемненной зоны, которая может появиться в центральной части (ядерная катаракта) хрусталика или в периферической (корковая катаракта), что отразится на зрении. Иногда катаракты бывают врожденными, но в подавляющем большинстве случаев это возрастное заболевание, развивающееся вследствие трансформаций, происходящих с хрусталиком по прошествии лет; основная причина этого — утрата хрусталиком водянистого содержимого и уплотнение тканей. Единственным способом лечения является хирургическое вмешательство.
Нарушения зрения
Чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются на кору головного мозга, в участок, который отвечает за их обработку и формирование определенного образа.
В данном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, ее чувствительные клетки, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга.
Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. При этом повреждение разных структур проявляются разными нарушениями. Так, неправильная форма глаза часто обуславливает появление дальнозоркости или близорукости.
Ниже Вы найдете информацию о наиболее распространенных нарушениях зрения.
Многие люди часто откладывают посещение офтальмолога, не находя для этого времени или не считая нужным проходить проверку без видимых признаков ухудшения зрения. Однако такие нарушения, как правило, не наступают внезапно, и человек попросту может не заметить ослабления остроты глаз.
При этом ни для кого не секрет, что чем раньше будет выявлен дефект, тем больше вероятность его успешного лечения.
Поэтому к регулярным осмотрам у офтальмолога нужно отнестись со всей серьезностью, особенно если Ваша ежедневная деятельность плотно связана с работой за компьютером, учебой, а также при возрастном факторе.
Наиболее распространенные виды нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость, астигматизм, пресбиопия, а также катаракта. И если первые два еще можно распознать самостоятельно, в остальных случаях не обойтись без консультации специалиста. Обязательно обратитесь на осмотр, если замечаете:
- ухудшение остроты зрения. Если раньше Вы видели определенные предметы отчетливо, а сейчас с трудом фокусируете на них взгляд, это может указывать на определенное нарушение. При этом важно отметить, какие объекты выглядят расплывчато – те, что находятся вблизи или, наоборот, вдалеке. Часто бывает, что только один глаз начинает видеть хуже – это можно проверить, поочередно закрывая глаза и оценивая четкость своего зрения.
- частичное ухудшение качества зрения. Такое нарушение характеризуется видением нечеткого изображения при взгляде в какую-то определенную сторону. Например, Вы можете хорошо видеть прямо перед собой, но плохо, если отведете глаза в бок;
- боль, зуд, жжение, сухость в глазах. Данные признаки не всегда могут указывать на прогрессирующее нарушение остроты зрения, однако они часто являются симптомами некоторых заболеваний глаз у человека, а также указывают на их перенапряжение. Так, ощущение «песка», ухудшение фокусировки после длительной работы за компьютером или чтения может свидетельствовать о ложной близорукости, что при отсутствии своевременной профилактики становится причиной более серьезных нарушений.
При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. При близорукости изображение предмета фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов.
Наиболее часто о том, что у них ухудшилось зрение, говорят люди, проводящие много времени за компьютером. Близорукость часто наблюдается и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. В этом случае близорукость корректируется очками и линзами, а также путем хирургического вмешательства.
Незначительное ухудшение зрения можно исправить при помощи специальных зрительных упражнений.
Дальнозоркость – это нарушение рефракции, вызванное нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней.
Ошибочно полагать, что при дальнозоркости человек четко различает удаленные объекты. Если ухудшение Вашего зрения имеет среднюю или высокую степень, то изображение будет нечетким как вблизи, так и вдали. Дальнозоркость, как и близорукость, часто возникает в детском возрасте.
Однако такое нарушение не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребенка такое нарушение проходит самостоятельно.
Однако для контроля над данным процессом необходимо регулярно проводить осмотры у окулиста.
Данное нарушение остроты зрения обуславливается изменением формы поверхности глазного яблока. При астигматизме она приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет вид баскетбольного мяча с абсолютно круглой поверхностью. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой.
Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми. Астигматизм часто развивается в детстве, обычно вместе с дальнозоркостью или, наоборот, близорукостью.
При отсутствии коррекции данное нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие, тем самым влияя на ухудшение качества жизни.
Пресбиопия – это физиологическое изменение зрения, возникающее у людей в возрасте старше 40 лет. Иначе данное заболевание называют «старческим зрением» или «возрастной дальнозоркостью». При пресбиопии снижается острота видения предметов, находящихся вблизи от глаз.
Такое ухудшение возникает из-за того, что хрусталик с возрастом становится менее эластичным, наблюдается ослабление удерживающих его мышц.
Если на такое нарушение не обращать внимания, в скором времени оно вызовет осложнения в виде головных болей и быстрой утомляемости глаз.
Народное название этого заболевания – «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или врожденными аномалиями одного из них, косоглазии.
Из-за этого в мозг передается нечеткое изображение, в результате чего он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения. Человек может замечать, что один глаз стал видеть хуже или в целом снижение качества изображения.
Если не лечить амблиопию, наблюдается значительное и постоянное ухудшение остроты зрения.
Многие из перечисленных нарушений зрения являются врожденными, однако существуют и дополнительные факторы риска:
- сильное перенапряжению глазных мышц и нервов;
- длительная работа за компьютером;
- наличие зрительных раздражителей, а также плохое освещение помещения;
- употребление алкоголя и табакокурение;
- неправильное питание.
Более подробно о каждой причине можно прочитать на странице «Причины нарушения зрения»
Большинство людей проводит много времени за экраном телевизора или монитором компьютера, что ведет к нарушению зрения. Для того чтобы сохранить способность глаз хорошо видеть, следует грамотно распределить нагрузку на них.
Офтальмологи рекомендуют людям, которые подолгу работают за компьютером, создавать для глаз наиболее оптимальные условия – установить монитор так, чтобы источник основного освещения находился сбоку и не давал бликов.
Глаза должны находиться от экрана на расстоянии не менее 50 см. В течение рабочего дня следует делать 15-минутные перерывы каждые 2–3 часа, чтобы отдохнуть и сделать гимнастику для зрения, направленную на расслабление мышц.
Если Вы любите читать в положении лежа и при тусклом свете ночника, Вам следует пересмотреть свои привычки. Установите торшер или лампу, свет от которых будет падать только на книгу. При чтении принимайте сидячую позу.
Ни в коем случае не пренебрегайте ношением солнечных очков! Изготовленные по всем правилам, они способны защитить Ваши глаза от яркого света и сохранить Ваше хорошее зрение. Сегодня существуют стекла, которые эффективно задерживают УФ-лучи, а также уменьшают количество бликов.
Зрительные нарушения
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
А-Я АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ Все разделы Боль Общие симптомы Внешние изменения Патологические ощущения Нарушения менструального цикла Нарушения сердечной деятельности Зрительные нарушения Двигательные нарушения Нарушения пищеварения Неврологические симптомы Респираторные симптомы Речевые симптомы Симптомы ЛОР-заболеваний Патологические выделения Психо-эмоциональные нарушения Лабораторные синдромы Функциональные расстройства
Двоение в глазах
Двоение в глазах (диплопия) – это одновременная визуализация двух изображений одного объекта.
Зрительные нарушения обусловлены расстройством функции центрального или периферического отдела зрительного анализатора. Нарушения зрения широко представлены в клинике глазных, неврологических, эндокринных болезней, травм.
Для выяснения причины зрительных нарушений осуществляется комплексная офтальмологическая диагностика: визометрия, определение рефракции, осмотр переднего отрезка глаза и глазного дна, рентген, томография.
Лечение может быть консервативным (коррекция зрения, внутриглазные инъекции и инстилляции, аппаратное лечение) или хирургическим.
Зрительные нарушения классифицируются по времени возникновения (врожденные и приобретенные), степени нарушения функции (слабовидение, слепота), стабильности процесса (непрогрессирующие и прогрессирующие), этиологии.
Некоторые из них определяются субъективно (мелькание мушек, пелена перед глазами), другие – выявляются при объективном осмотре (птоз века, экзофтальм, разный размер зрачков и т. д.).
В зависимости от уровня поражения зрительной системы различают:
- центральные зрительные нарушения ‒ причиной выступает повреждение зрительной коры головного мозга или проводящих путей. К ним относятся двоение в глазах, нистагм, анизокория и др.
- периферические зрительные нарушения – этиология связана с поражением непосредственно структур глаза. Представлены слезотечением, светобоязнью, резью и болью в глазах, снижением зрения.
С учетом характера повреждения зрительного анализатора выделяют нарушения двух видов:
- Органические. Обусловлены наличием анатомического дефекта на любом из участков зрительного тракта. Развиваются при церебральной гипертезнии, инсульте, параличе черепно-мозговых нервов, травмах и воспалительных заболеваниях глаза.
- Функциональные. Представлены патологией рефракции и аккомодации. Включают миопию, гиперметропию, астигматизм, косоглазие.
Нарушения зрения — люди с дефектами, виды проблем, классификация
По статистике, в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют симптомы ухудшения зрение.
Проблемы со зрением у многих начинаются ещё с детства. В связи с этим очень важная роль отводится проведению профилактических мероприятий и своевременному принятию мер, нацеленных на предотвращение нежелательных последствий. 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.
Определение зрения
Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.
Зрение – это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.
Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа.
В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения.
Повреждения разных структур проявляются различными нарушениями.
Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Нарушение зрения частично или полностью лишает его такой возможности. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость.
Виды нарушений
Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.
Близорукость
При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней.
Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз.
Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.
Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.
Дальнозоркость(гиперметропия)
Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали.
Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.
Астигматизм
При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.
Астигматизм часто развивается в детстве, как правило, одновременно с дальнозоркостью или близорукостью. При отсутствии коррекции это нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие.
Косоглазие (страбизм)
Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.
Лечение косоглазия у взрослых описано тут.
Амблиопия
В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.
Если не лечить амблиопию, острота зрения будет ухудшаться.
По степени нарушений
Четыре типа нарушения зрения — статьи о зрении Миниоптика.рф
Четыре типа нарушения зрения
При нормальном зрении, оптическая система глаза правильно преломляет лучи света. Для того чтобы понять как происходит нарушение зрения, необходимо знать анатомию и физиологию глаза. Глаз как оптическая система в норме (видео).
Расстройства зрения, как правило, возникают из-за неспособности нашего глаза преломлять правильно свет, а именно, на сетчатке глаза не точно фокусируется изображение. Существует четыре типа нарушений зрения.
I. Дальнозоркость (гиперметропия)
— это нарушение рефракции глаза, при котором изображение предметов фокусируется ЗА сетчаткой глаза. Гиперметропия возникает при значительном укорачивании глазной оси, либо роговица обладает слабой преломляющей силой.
При дальнозоркости расстояние между роговицей глаза и сетчаткой слишком маленькое. Фокусировки не происходит, т.к луч света сталкивается на своем пути с сетчаткой глаза. Приведем пример из жизни.
Если вы будете фокусировать на экран картинку диапроектором, а затем перемещать экран ближе к диапроектору, то вы заметите, что изображение на нем становится размытым. Так и при дальнозоркости сетчатка (экран) располагается слишком близко к зрачку.
Головной мозг, воспринимая размытую картинку, дает хрусталику команду на аккомодацию (увеличение оптической силы сферы), чтобы фокус сместить вперед на сетчатку глаза. Эта «автоматическая система» работает, пока хватает эластичности хрусталика.
Часто люди с дальнозоркостью не жалуются на качество зрения, так как способность к аккомодации у них вполне развита.
- Выделяют несколько степеней гиперметропии:
- слабая — до +2 диоптрий. Симптомы: хорошее зрение вблизь и вдаль, жалобы на головную боль, быструю зрительную утомляемость.
- средняя — до +5 диоптрий. Симптомы: зрение вдаль хорошее, но вблизи затруднено.
- сильную — выше +5 диоптрий. Симптомы: зрение плохое вблизь и вдаль. Ресурсы глаза фокусировать изображение на сетчатке исчерпаны. Даже далеко расположенные предметы невозможно рассмотреть.
- Профилактика и лечение:
- Соблюдение режима освещения. Нагружать зрение рекомендуется только при достаточном освещении. Если используете настольную лампу, то ее мощность должна составлять не > 60-100 Ватт. Рекомендуется не использовать искусственный дневной свет.
- Соблюдение режима физических и зрительных нагрузок. Необходимо чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом.
- Проведение гимнастики для глаз. Гимнастику для глаз рекомендовано проводить через 20-30мин усиленной нагрузки на глаза. Под наблюдением офтальмолога показана тренировка мышц, отвечающих за аккомодацию, такими способами как: видеокомпьютерная коррекция зрения, лазерная стимуляция, закапывание лекарственных препаратов.
- Правильная диагностика и коррекция зрения.
- Общеукрепляющие мероприятия — массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ и т.д.
- Полноценное и сбалансированное питание (пища обогащенная белками, витаминами и микроэлементами: Mn, Zn, Cr, Cu).
- Способы коррекции дальнозоркости (гиперметропии): — контактные линзы; — очки;
- — лазерная коррекция.
II Близорукость (миопия)
— это нарушение рефракции глаза, при котором изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. Миопия бывает двух видов: 1) осевая — из-за увеличения длины глаза; 2) рефракционная — роговица с большой преломляющей силой.
При близорукости расстояние от роговицы глаза до сетчатки слишком большое. Луч света, попадая в оптическую систему глаза, фокусируется перед сетчаткой, а затем рассеивается, что формирует размытое изображение.
При фокусировке хрусталиком, размытость изображения только увеличивается. Четкость видения у близоруких людей увеличивается благодаря приближению предмета к глазам.
Слабый прищур помогает рассматривать удаленные объекты, поскольку образуется малое входное отверстие для прохождения световых лучей.
- Выделяют несколько степеней миопии:
- слабая — до 3 диоптрий;
- средняя — до 6 диоптрий;
- сильная — выше 6 диоптрий.
Факторы риска: — Наследственность. Считается, что если оба родителя со 100% зрением, то вероятность возникновения миопии у их детей до 18 лет составляет 8%, а если оба родителя с миопией, то 50%.
Для строения оболочки глаза организму необходим синтезируемый им белок соединительной ткани (коллаген). При передаче наследственной информации бывают случаи, когда ген, отвечающий за синтез коллагена, дефективен и это порождает недостаток строительного материала оболочки глаза.
— Питание с низким содержанием микроэлементов, таких как цинк, марганец, медь, хром может способствовать развитию близорукости, поскольку эти элементы необходимы для синтеза белка склеры. — Нарушение гигиены зрения.
Недостаточное освещение при зрительной нагрузке, длительное пребывание за компьютером, телевизором, пребывание в яркую солнечную погоду без солнцезащитных очков.
— Неправильно подобранная коррекция.
- Профилактика и лечение миопии:
- Соблюдение режима освещения. Нагружать зрение рекомендуется только при достаточном освещении. Если используете настольную лампу, то ее мощность должна составлять не > 60-100 Ватт. Рекомендуется не использовать дневной свет.
- Соблюдение режима зрительных и физических нагрузок. При миопии до трех диоптрий не ограничиваются физические нагрузки. При миопии свыше 3 диоптрий не допустимы тяжелые физические нагрузки (поднятие тяжестей и т.д). Тренировка мышц под наблюдением офтальмолога следующими способами: видеокомпьютерная коррекция зрения, лазерная стимуляция, закапывание лекарственных препаратов.
- Проведение гимнастики для глаз. Каждый раз через 20-30 минут активной зрительной работы рекомендовано проводить гимнастику для глаз.
- Правильная коррекция зрения.
- Общеукрепляющие мероприятия — массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ и т.д.
- Полноценное и сбалансированное питание, обогащенное витаминами, белками, микроэлементами цинк, медь, хром, марганец поможет в комплексе мер по коррекции нарушения зрения.
- Способы коррекции близорукости (миопии): — контактные линзы; — очки;
- — лазерная коррекция.
III. Астигматизм
– это нарушение преломления света в теле глаза, при котором изменяется сферичность роговицы (иногда хрусталика, сетчатки), соответственно, изображение предмета формируется не в виде точки, а как отрезок прямой.
В нормальном состоянии оптические системы глаза (роговица, хрусталик) имеют ровную сферическую поверхность. При астигматизме поверхность дефективна. Она обладает разной кривизной по разным направлениям.
Соответственно, при астигматизме в разных меридианах поверхности роговицы присутствует разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается с искажениями.
Некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие — «за» или «перед» ней (бывают и более сложные случаи). В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное, в котором одни линии четкие, другие — размытые. Представить это можно, посмотрев на свое искаженное отражение в овальной чайной ложке.
Считается, что примерно одна шестая часть населения всего мира страдает от астигматизма разной степени выраженности. Астигматизм до 0,5 DD («функциональный», врожденный) встречается у многих людей и почти не влияет на остроту зрения. Никакие коррекционные мероприятия не проводятся.
При астигматизме в 1DD и выше ощущается сильный зрительный дискомфорт. Необходима коррекция нарушения, иначе возможно ухудшение зрения и развитие косоглазия.
- По характеру изменения рефракции астигматизм различают: — простой (нормальное зрение в одном меридиане+дальнозоркость/близорукость в другом); — сложный (дальнозоркость/близорукость в обоих меридианах, но в разной степени);
- — смешанный (дальнозоркость в одном меридиане, близорукость в другом).
- Астигматизм по степени различают:
- — слабая — до 3 DD;
- — средняя — от 3 до 6 DD;
- — высокая — свыше 6 DD.
Способы коррекции астигматизма: — Контактные линзы (торические); — Очки. При использовании впервые очков для коррекции астигматизма, в течение первых дней у человека будет происходить адаптация к ним, поскольку первоначально он будет видеть объекты наклоненными и бесформенными до того момента, пока мозг не приспособится к новому видению.
- — Лазерная коррекция нарушения зрения.
- — это такое нарушение рефракции, при котором человек теряет возможность видеть объекты на разном расстоянии, вследствие старения хрусталика.
Пресбиопии подвержены все взрослые люди в возрасте от 40–50 лет. В связи с естественными возрастными изменениями уплотняется ядро хрусталика, он теряет прозрачность и, как следствие, нарушается способность правильно преломлять свет. Также ослабевает цилиарная мышца, отвечающая за фокусировку хрусталика.
- Симптомы при пресбиопии:
- — зрительное утомление (аккомодативная астенопия): усталость глаз, головные боли, тупая боль в глазных яблоках, переносице и надбровьях, слезотечение и легкая светобоязнь;
- — предметы, расположенные вблизи, становятся расплывчатыми, нечеткими, что проявляется желанием отодвинуть объект занятий подальше от глаз, включить более яркое освещение.
Дальнозоркие люди раньше ощущают проявления пресбиопии, чем другие. Люди с близорукостью, особенно неглубокой (от -1 до -2 DD), имеют самое выгодное положение.
Небольшой минус компенсирует нарушение фокусировки и смещает момент начала использования очков для чтения вблизи.
Людям с более глубокой близорукостью (от -3 до -5 DD), вероятно, плюсовые очки вообще не понадобятся, они будут использовать только линзы для зрения в даль.
- Профилактика пресбиопии:
- — избегать чрезмерных зрительных нагрузок;
- — правильно подбирать освещение;
- — выполнять гимнастику для глаз;
- — полноценное и сбалансированное питание содержащие достаточное количество витаминов А, В1, В2, В6, В12, С и микроэлементов Cr, Cu, Mn, Zn и др. поможет в комплексе мер для коррекции нарушения зрения.
- В настоящее время можно корректировать пресбиопию разными способами:
- контактные линзы: — мультифокальные;
— отдельно для близи и если необходимо для дали;
- очки: — отдельно для дальнозоркости, отдельно для близорукости; — с бифокальными линзами;
— с прогрессивными линзами.
- хирургическое лечение: — лазерная коррекция (дает возможность в одном глазу сделать зрение вдаль, а в другом – зрение вблизь);
— замена натурального хрусталика искусственным.
Нарушения зрения, связанные с неправильным преломлением света в глазе: миопия, дальнозоркость, астигматизм
Общие сведения. Работа глаза в норме
Сетчатка может воспринимать световые лучи нормально только в том случае, если они сфокусированы точно на ней. Для этого орган зрения снабжен специальной линзой – хрусталиком. Хрусталик окружен особой мышцей, в зависимости от напряжения которой он может менять свою кривизну. Таким образом, обеспечивается точная фокусировка картинки на сетчатке.
Кроме того, лучи света преломляются не только в хрусталике, но и в других структурах глаза: в роговой оболочке и в веществе, заполняющем глазное яблоко – стекловидном теле.
Существуют нарушения, при которых фокусировка лучей происходит неправильно. Ниже рассмотрим их основные виды и причины.
Дальнозоркость (гиперметропия)
Дальнозоркость – патологическое состояние, при котором пучки света фокусируются позади сетчатки.
Это может происходить в результате врожденного уменьшения глазного яблока в переднезаднем направлении, либо если хрусталик чрезмерно расслаблен, плохо работают окружающие его мышцы.
С возрастом все люди начинают страдать дальнозоркостью, она является одной из основных причин возрастного снижения зрения. Поэтому, если дальнозоркость была у человека с детства, после 40-50 лет она усиливается.
Нарушения зрения зависят от степени дальнозоркости:
- Легкая степень: зрение почти не нарушено. Патологические изменения может выявить только окулист во время осмотра.
- Средняя степень: предметы вдали видны хорошо, а вблизи – плохо.
- Тяжелая: одинаково плохо видны предметы и вблизи, и вдали.
Близорукость (миопия)
Близорукость, или миопия, – такое нарушение зрения, при котором пучки света фокусируются не на сетчатке, а перед ней. Хрусталик работает сильнее, чем это требуется.
Основные причины близорукости: врожденное нарушение размеров глазного яблока (оно становится более вытянутым в переднезаднем направлении), спазм мышцы, регулирующей кривизну хрусталика (встречается в молодом возрасте), смещение хрусталика в результате травмы, старческие изменения.
После 40-50 лет зрение обычно улучшается, так как развивается возрастная дальнозоркость, которая компенсирует близорукость.
Больной с близорукостью хорошо видит предметы, расположенные вблизи, но те, что находятся вдали, имеют нечеткие, размытые контуры. Особенно остро проблема начинает ощущаться в школе, когда ребенок не видит с задней парты то, что написано на доске.
Астигматизм
Астигматизм – нарушение зрения, которое обусловлено изменением формы роговицы и хрусталика. В норме и хрусталик, и роговица имеют идеальную сферическую поверхность, преломляющую свет одинаково во всех направлениях.
Если она становится неровной, то и свет преломляется неодинаково. Одни лучи падают на сетчатку, другие перед ней, третьи – позади нее. Картинка получается неровной, как будто она отражается на вогнутой или выпуклой поверхности столовой ложки.
Основные причины астигматизма:
- Врожденные нарушения формы роговицы и хрусталика.
- Травмы, ожоги, перенесенные операции на роговице.
Если не проводить лечение, то со временем астигматизм приводит к сильному ухудшению зрения. Он является основной причиной косоглазия у детей.
Лечение нарушений преломления света в глазном яблоке
Существует три основных метода лечения близорукости, дальнозоркости и астигматизма:
- Ношение очков. В каждом случае линзы подбираются индивидуально.
- Ношение контактных линз. Они считаются более современными и удобными, чем очки, но за ними нужно правильно ухаживать, а у людей с повышенной чувствительностью и аллергическими реакциями они приводят к раздражению глаз.
- Хирургия при помощи эксимерного лазера. Во время операции роговице придают определенную форму, благодаря чему преломление света в глазу становится правильным.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации
- Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
- Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
- Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболевании центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп' скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы' ушибы) или глаз.
Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза.
Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.
К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.
Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения.
Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни.
Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.
Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка.
Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.
Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром
для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью.
В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.
В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.
Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.
В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов.
Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.
Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.
Л. С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.
Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.
Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным.
Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.
При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.
У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.
- Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.
- На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.
- Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
- Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.
) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев.
Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.